Что-то давно не было у меня статей на диджейскую тему. Исправляюсь.
Первый пионер появился в далёком 1992 году. Появился он скорее как некое знамя достижений компании, как образец того, что «мы могём» это создать. Просто потому, что потребителю первый проигрыватель Pioneer CDJ-300 был вообще не нужен. Судите сами: компьютеры были тогда не у всех да и петь они не умели, пишущих приводов еще не существовало, а то, что выходило на штампованных дисках можно было купить и на виниле. В общем, первая модель оказалась никому не нужна, хотя уже тогда имела функцию master tempo — изменение скорости с сохранением тональности. Сам Pioneer этой модели даже несколько стыдится, поэтому практически везде ход истории начинается со следующей модели.
Через пару лет появилась модель CDJ-500. По сути — тот же трехсотый, но с функцией установки точки в реальном времени. Именно эта модель широко рекламировалась как первая, где появилась функция master tempo (хотя и в CDJ-300 она уже была).
Еще чуть позже, примерно в конце 1996 года, появилась модель CDJ-500II, которая могла закольцевать отрезок композиции в бесконечную петлю. В ней же появилась функция автоматического обнаружения точки — auto cue, которая включалась и выключалась длительным нажатием кнопки переключения режимов отображения времени. Двойное назначение кнопки сохраняется по сей день.
Перед тем как рассказать о следующей модели нужно сделать отступление: габариты первых пионеров были немалые и одинаковые только лишь потому, что глубина CDJ-проигрывателя совпадала с глубиной винилового проигрывателя. Их можно было стильно составить на столе. После этого Pioneer, вероятно, решил не дополнять виниловый стол своими CDJ, а создавать свой собственный стол — уже без винила.
Первым шагом к собственному столу можно считать модель CDJ-500s. В ней появился первый «антишок» — подвес привода на масляных амортизаторах, который гасил вибрации. Разместив привод под колесом джога, компании удалось уменьшить габариты раза в два. Теперь в глубину она совпадала с микшером модели Pioneer DJM-300, а в ширину два таких проигрывателя можно было смонтировать в стандартную стойку шириной 19 дюймов. В этой же модели впервые появилась возможность переключать диапазон питча с 10% до 16%. Здесь S — значит small.
На заметку: антишок в проигрывателях бывает двух видов: механический защищает сам привод от вибрации; а программный попросту сканирует композицию с запасом на несколько секунд вперед. Программный антишок появился значительно позже, а механический — уже с модели 500s.
В 1998 году (впервые представлена в начале 1997) появилась легенда — Pioneer CDJ-100s, та самая «сотка». Компактный размер, вычурный по тем временам дизайн, наличие трех эффектов на проигрывателе, и главное — привод с масляным подвесом и щелевой (слотовой) загрузкой. Здесь S — значит silver.
Не уверен на счёт других регионов, но во Владивостоке, из-за необычного привода CDJ-100s с щелевой загрузкой, проигрыватели Pioneer такого типа стали в народе называть «карманами».
Сотка продавалась по достаточно низкой цене и была выпущена в удачное время: у многих появились дисковые рекордеры (компьютерные CD-RW приводы), интернет стал более доступным, так что и в особо отдаленных от цивилизованной доставки винила районах начали появляться первые ночные клубы с нормальной, качественно сведенной музыкой, а не просто набором из плейлиста. Старое оборудование спешно заменялось на CDJ-100s: первые пятисотки не имели масляного подвеса и дико лагали, а 500s часто выходил из строя из-за сложного механизма загрузки. Да и вообще вертикальная загрузка диска приводила к скорому загрязнению внутренностей и оптической линзы.
Весной 2000 года появилась модель, о которой знают не очень многие. Большая часть диджеев этот аппарат вживую никогда не видела. Потому что это сдвоенный рэковый проигрыватель, который больше предназначен для мелких баров и кафе. Это модель CMX-5000 — первый проигрыватель с функцией автоматического сведения — auto mix. Здесь же впервые представлен встроенный счётчик BPM и первый программный антишок с буферной памятью на 8 секунд.
В 2001 году Pioneer психанул (иначе и не скажешь) и выкатил на рынок модель CDJ-1000, где представил сразу целую кучу инноваций:
- Три разных точки, устанавливаемых в реальном времени (hot cue)
- Возможность обратного воспроизведения (reverse)
- Огромный джог с чувствительной к касаниям верхней частью
- Виниловый режим джога, позволяющий делать скретчи (vinyl mode)
- Четыре режима диапазона питч-контроля: 6, 10, 16, 24%
- Настройка чувствительности и скорости пуска/остановки в режиме винила
- На экране появилось визуальное изображение трека с «ямами» и «забоями» — wave display
- Появился CD-Text, отображающий информацию о композиции, если были прописаны теги
- Появилась возможность сохранять настройки точек, лупов и визуальную информацию о треке на карте памяти SD (играть треки с SD пока ещё нельзя, терпите).
- Возможность проигрывания перезаписываемых дисков CD-RW (сотка умела читать только CD-R)
- Кнопка обнуления питча (сам ползунок не имел фиксации в центре)
В общем, это надо просто видеть!
За шумихой вокруг флагмана линейки CDJ, многие не заметили выхода в том же 2001м сдвоенного проигрывателя CMX-3000. Это не «бюджетная замена тысячному», как многие думали, хотя цена действительно впечатляла: за стоимость пары CDJ-1000 можно было купить три (!) CMX-3000. В этой модели был и wave diaplay, и синхронизация по BPM, и hot cues, но виниловый режим джога отличался, потому что чувствительности к нажатию в этой модели не было. Можно было использовать виниловый режим для поиска точки, но не для скретча (хотя некоторым удавалось, гарантирую).
Невероятно крутой запуск и взлёт «тысячного» усыпил пионерскую бдительность: десять лет спустя компания снова выпускает знамя достижений в стиле «мы могём» — такое же преждевременное и никому не нужное, как CDJ-300. Это DMP-555, выпущенный в апреле 2002 года. Первый карман, способный воспроизводить формат mp3 с диска или карты памяти SD одновременно! На проигрывателе было два набора контроллеров и аудиовыходов: для диска и SD-карты. Этот карман мог даже самостоятельно синхронизировать темп треков между диском и картой. Была поддержка USB-подключения компьютера для выгрузки в карман всей фонотеки, собственный трёхполосный эквалайзер-изолятор частот, цифровой выход, виртуальный режим скретча (такой же кривой, как в CMX-3000)… В общем, полный набор очень крутых, но на тот момент невостребованных функций.
В конце 2002го Pioneer выпускает модель CDJ-800, которая ошибочно считается «бюджетным тысячником». Да, цена на эту модель была ниже, а многих функций из CDJ-1000 здесь не было. Но это не «обрезок» — у CDJ-800 были свои отличительные фишки, за которые многие диджеи полюбили именно «восьмисотку»:
- Блок автоматических петель (автолупов) позволял нажатием всего одной кнопки закольцевать кусок трека с нужным количеством тактов: четверть, половину, такт или два такта. Удобная штука, когда трек слишком быстро кончается.
- Quick return. Эта кнопка позволяла при касании джога в виниловом режиме вернуться к началу точки. Можно было поставить точку на нужный семпл и скретчить его миллион раз, даже не задумываясь, в каком именно месте композиции этот семпл находится.
- Длинный питч. У ползунка скорости, помимо классического диапазона в 10% появился wide-режим с диапазоном 100%. Впервые. Это позволило сводить что угодно с чем угодно.
Летом 2003го Pioneer выпускает обновлённую версию флагманской модели — CDJ-1000mk2. Выглядит абсолютно так же, как предшественник, за исключением появившегося wide-режима питча. А внутри изменения существеннее: более быстрая начинка и улучшенный джог. В тот же момент прекращается выпуск оригинального CDJ-1000.
В 2004м Pioneer опять прыгает выше всех и выпускает «мы могём»: первый видеодиджейский проигрыватель — DVJ-x1. По функционалу практически идентичен «тысячнику», только воспроизводит не аудиодиски, а DVD с видео и музыкой. В дополнение к сетапу был выпущен и видеомикшер. Стоило это совершенно диких денег, выглядело космически, умело невероятное. Но никому особо не нужно было. Оставлю фото здесь.
В том же 2004м был выпущен бюджетный проигрыватель с поддержкой mp3 — Pioneer CDJ-200. Тут были знакомые со времён «сотки» три эффекта, но появилась возможность ставить петли. Кстати, редкое исключение: в этой модели режим отображения времени и функция auto cue разнесены на две отдельные кнопки. В деле аппарат мне не понравился — работа с mp3 была очень медленной.
В 2006м году, после обкатки технологии на моделях для домашних диджеев, Pioneer выпускает второе обновление флагмана, который наконец-то может воспроизводить формат mp3. Теперь в быстрые точки (hot cue) можно записать целые фрагменты. В Pioneer CDJ-1000mk3 появился регулятор механического сопротивления джога, а разрешение экрана для wave display увеличилось с 50 до 100 точек.
В том же 2006м воспроизведению mp3-файлов с диска научилась и более младшая модель — Pioneer CDJ-800mk2.
А ещё в том же 2006м была выпущена новая версия видеопроигрывателя — Pioneer DVJ-1000. Немного ускорили быстродействие, добавили экран получше и крутилку сопротивления джога.
В 2007м прикроватные диджеи ликуют — на них снова испытывают новую технологию. Это воспроизведение mp3-файлов с USB-накопителя, которое реализовано в модели Pioneer CDJ-400. Помимо прочего, здесь устанавливается чувствительный к касаниям джог — прямо как в тысячном, только размеры поменьше. Появился реверс и никуда не делись классические три эффекта: wah, zip и jet. Классный аппарат с чтением по USB и невысокой ценой. Bedroom DJs оценили.
В том же 2007м на сцене появляется «мы могём» — Pioneer MEP-7000. Это двухкарманный проигрыватель, который может воспроизводить mp3 с двух USB-устройств (второй разъём сзади). Но главная круть — центральный экран со специальным софтом, прототипом rekordbox’а. На дисплее можно видеть всю необходимую информацию о треке с любого диска, USB-разъёма или компьютерной библиотеки.
После этого компания Pioneer ушла в «отпуск» аж до осени 2009го. Но когда вернулась… Впрочем, об этом в следующий раз.